МБУК ЦБС

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Централизованная библиотечная система имени В.К. Арсеньева"
Арсеньевского городского округа

Информация об организации культурно-массовой работы в период летней оздоровительной компании в МБУК ЦБС

Работа с детьми и подростками во время летних каникул по библиотечным программам  уже стала традицией для всех библиотек МБУК ЦБС. Городской конкурс Летнего чтения, познавательные культурно-просветительские мероприятия на основе лучшей детской литературы  активизируют у ребят интерес к книге, приобщают к культуре чтения, развивают детскую фантазию и творческие способности. Самое главное – целевая организация летнего времяпровождения детей в библиотеке,  в какой-то мере решают проблемы занятости  учащихся  в дни каникул. Специалистами ЦБС в 2017 году  разработана программа по привлечению детей и подростков к чтению «С книжкой в летнем рюкзачке». Программа  будет реализовываться через интерактивные формы работы: игры, квесты, меди-часы, викторины, мастер- классы, конкурсы, литературные путешествия, праздники, экскурсии и др.

В летний период в библиотеках  ЦБС планируется организовать и провести для детей и подростков (в т. ч. из семей, находящихся в социально-опасном положении) 120 (2016 год – 97)  культурно - массовых мероприятий. По предварительному прогнозу библиотеки ЦБС в  своих стенах примут более 3000 юных читателей разных возрастов.  ( В 2016году участниками мероприятий стали 2580 детей и подростков от 6 до 14 лет).

Во вторую и третьи смены (июль-август) на базе Центральной детской и Центральной городской библиотек  планируется организация летнего профильного лагеря с дневным пребыванием. Профильный лагерь - культурологической направленности. Количество детей – 64 человека, по 32 чел. в каждую летнюю смену. Учреждение также будет привлекать к активному участию в летней библиотечной программе детей и подростков, стоящих на учете в органах системы профилактики безнадзорности.  

Все культурно- просветительские мероприятия, организуемые в период летней оздоровительной компании, разработаны с учетом возрастных особенностей детей и подростков.

Для организации досуга детей и подростков в учреждении  имеются: конференц-зал на 50 посадочных мест, библиотека, читальный зал, интерактивная доска, места, оборудованные компьютерами, просторный холл с зоной для свободного общения и отдыха. Учреждение имеет спортивный инвентарь,  развивающие настольные  игры, видеофильмы и компьютерные игры учебно-познавательного характера. Для проведения мастер-классов в области декоративно-прикладного творчества привлекаются педагоги дополнительного образования и волонтеры.

Приоритетны направления работы с  детьми и подростков в летний период:

 

Направления:

Формы деятельности:

Художественно-эстетическое воспитание

Это направление отражает в себе художественное и эстетическое воспитание детей и подростков. Разноплановые мероприятия  должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе. Эта работа должна способствовать творческому развитию детей и их инициативе.

·   Медиа - беседы, литературные квесты, викторины по истории родного края и города, уроки патриотизма по   символике РФ; часы памяти, устные журналы.

·   Литературные конкурсы (Пушкинский день России), праздники, акции, литературные игры,

·   Конкурсы рисунков, плакатов;

·   Литературные мозаики, литературные альманахи, заочные экскурсии, литературный видеосалон, мультсалон;

Профилактика ЗОЖ

В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Особое внимание на проведения для подростков мероприятий по профилактике наркомании и табакокурения.

Разрабатываются и проводятся различные встречи со специалистами по противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. Творчески подходят специалисты ЦБС  к вопросам физической культуры: делают для воспитанников профильного лагеря увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.

·   Ежедневная утренняя зарядка;

·   Беседы, конкурсы, викторины по спорту;

·   Конкурсы плакатов о ЗОЖ, на тему противопожарной безопасности;

·   Встречи с инспектором по БДД, медицинским работником, часы здоровья, уроки безопасности;

Формирование гражданско-патриотического сознания

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления  воспитывают в подрастающем поколении патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

·       Часы памяти (День памяти и скорби), уроки мужества, обзоры лучшей литературы о ВОВ, слайд - презентации, электронные игры,  исторический портрет Героя, литературно - исторические игры;

·         Викторины, медиа -беседы (12 июня - День России) др.

В летний период  библиотеки МБУК ЦБС активно сотрудничает с пришкольными лагерями и профильными площадками школ №1, №3, №4,№5, №8, №10, лицея №9, Гимназии №7,  КШ, спортивными лагерями («Юность), учреждениями культуры (ДШИ, «Веселая арена»), Центром внешкольной работы.

зам. директора МБУК ЦБС    М.В. Отрощенко

Печать E-mail

Летние кинопутешествия вместе с друзьями и книгой

IMG_6538.jpgIMG_6544.jpg 

Вот уже четвёртый год Центральная детская библиотека организует в своих стенах летний профильный лагерь, где ребята от 7 до 14 лет весело и с пользой проводят 10 июльских дней. Хотя четыре года – это совсем немного, но наш лагерь стал уже популярным среди детворы, и каждый год всё больше и больше мальчишек и девчонок желают стать участниками интересных библиотечных приключений и занимательных книжных открытий.

Каждая летняя смена обязательно чему-нибудь посвящена. В этот раз темой лагеря стал российский кинематограф во всех его проявлениях, а потому мы с ребятами в первый же день организовали Клуб юных кинопутешественников. Но, помня, что лагерь всё-таки библиотечный, назвали его «Читаем кино». Было решено, что целью кинопутешествия станет знакомство с отечественными кино - и мультфильмами, поставленными по лучшим образцам мировой художественной литературы.

Для того, чтобы клуб стал настоящим объединением друзей, способным достичь поставленной цели, библиотекари предложили первый день посвятить знакомству друг с другом, с правилами безопасности и, конечно, с историей возникновения кино. 26 девочек и мальчиков участвовали в игре-знакомстве «Голос за кадром», рисовали себе бейджи и придумывали киноаватарки в библиомастерской «Актёры и роли», а потом благодаря познавательной кинопанораме «Фильм, фильм, фильм!» знакомились с братьями Люмьер, Чарли Чаплиным и другими известными личностями и событиями из истории кинематографа.

IMG_6552.jpgIMG_6556.jpg 

На следующий день, ребята были «В гостях у сказки». Библиоквест «Киносказочник Александр Роу» открыл для школьников целый мир кинематографического – безкомпьютерного! - волшебства. Дети, выполняя задания, узнали много нового о русских народных сказках, о режиссёре, которые эти сказки оживил на экране и об актёрах, которые создали знаменитые сказочные образы. А потом ребят пригласили в игротеку «По дорогам сказки», включившую в себя блиц-рассказ о писательнице Туве Янссон и её муми-троллях, демонстрацию отечественного мультика по её сказке и мастер-класс по созданию книжной закладки по мотивам истории финской писательницы.

Третий день был посвящён киностудии «Союзмультфильм», которой в этом году исполнилось 80 лет. Ребят ждал игровой квест «Книжные мульти-пульти», игротека «Рисованные чудеса» и музыкальная мультвикторина «Я знаю эту песенку!».

На следующий день мы вспомнили, что 2016 год объявлен перекрёстным Годом России и Греции, поэтому весь этот день провели «В поисках золотого руна». Для начала детям устроили виртуальную экскурсию «Удивительное путешествие в Грецию», где ребята узнали не только о языческой древней Элладе, но и о Греции православной, познакомились с героями греческого Сопротивления и с афонским старцем монахом Паисием. Потом все с увлечением играли в Греческие фанты, а после беседы у книжной полки «Вечные ценности древней страны» попытались понять прочитанного вслух Гомера и станцевать сиртаки. В заключении каждый сделал себе личный лавровый венок и сфотографировался на память.

8 июля все вместе отметили День семьи, любви и верности. Темой этого дня стала весёлая детская дразнилка «Тили-тили тесто, жених и невеста», потому что весь день был посвящён фильмам и книгам, которые обязательно заканчивались так: «поженились они и жили долго и счастливо». Литературная мозаика «Живут на Руси Иваны да Марьи» предложила девчонкам и мальчишкам игротеку «Погадаем по ромашке», киновикторину «Жили они поживали да добра наживали» и мастер-класс, который провела Даша Гергель, участница нашего клуба юных кинопутешественников. Ребята в технике модульного оригами делали подарки для своих пап и мам. В заключение девочки и мальчики познакомились с экранизацией сказочной поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и оценили чисто русскую иронию великого поэта в изображении Людмилы и Черномора, а также замечательную работу команды кинематографистов, создавших настоящий киношедевр.

Шестой день смены был посвящён жанру детектива. Школьники знакомились с профессией частного детектива в литературном кинообозрении «Моя профессия – сыщик», пытались загримировать себя до неузнаваемости на занятиях школы молодого киноактёра «Грим, костюм и – вуаля!», отвечали на вопросы детективной электронной викторины, а также знакомились с советской киноверсией книги А. К. Дойля «Приключения Шерлока Холмса».

IMG_6549.jpgIMG_6547.jpg

«Это наш «Ералаш!» - так звучала тема еще одного дня работы лагеря. Видеообозрение «Весёлые истории увидеть, не хотите ли?» познакомило ребят с процессом создания любимого детского киножурнала, его актёрами и режиссёрами. А затем мы открыли собственную книжную киностудию «Ералаш устроим сами». Ребята по весёлым, коротким детским стишкам разыгрывали сценки, достойные «Ералаша». При этом костюм, грим, освещение, реквизит было сделано юными кинопутешественниками своими руками из подручных средств. И вот, когда все собрались в зале, то началось настоящее веселье: «В дверь диетической столовой вошёл дракон семиголовый...",»"Потеряли котятки на дороге перчатки…», «По опушке шла старушка, а навстречу ей – лягушка…» и многое другое звучало тогда. И, конечно, в этот день все смотрели лучшие выпуски «Ералаша».

 «Мир загадок и приключений» встречал ребят 13 июля. Но мы, отважные кинопутешественники – люди не суеверные, поэтому сразу же с головой окунулись во все события дня. Книжный кинокалейдоскоп «Для тех, кто не лениться жить» показал все литературные оттенки приключений, то есть познакомил с самыми лучшими книгами этого жанра; киноателье «Фото в стиле триллер» помогло детям постичь профессию гримёра и костюмера, а электронная игра «Морской бой» заставила почувствовать себя настоящими морскими волками. Познавательная викторина «Там, на неведомых дорожках» выявила практические навыки ребят в части оказания первой помощи при различных чрезвычайных ситуациях.

«Семь весёлых кинонот» предпоследнего дня смены преподнесли детям сюрприз: в библиотеку к ребятам пришёл талантливый человек, который замечательно играет на гитаре и поет, он же заведующий отделом информационных технологий центральной городской библиотеки М. А. Ведерников. Максим Анатольевич пришёл поделиться своим талантом, а потому взял с собой гитару и хорошее настроение, которое сразу же передалось ребятам: они с удовольствием и дружно подпевали и потом ещё долго не хотели с ним расставаться. И тогда библиотекари предложили девчонкам и мальчишкам самими поучаствовать в библиоконцерте «Алло, мы ищем таланты!», где юные кинопутешественники проявили свои способности. Затем всех пригласили посмотреть литературную киноафишу «Звуки музыки» и познакомиться с музыкальной киноверсией книги П. Трэверс «Мэри Поппинс».

Последний день – «Полёт в четвёртом измерении» - был посвящён жанру фантастики в литературе и кино. Библиотечная кинопрезентация «На перекрёстке миров» познакомила детей с самыми известными отечественными кино - и мультэкранизациями фантастических книг. Отдельная страница была посвящена советскому кинобестселлеру «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». В заключение смены библиотекари провели квест-игру «Моё кино», которая объединила все знания и умения, накопленные девчонками и мальчишками за 10 дней нашего путешествия по дорогам российского кинематографа.

Прощальным кинокадром для всех стал музыкальный клип, созданный из множества фотомгновений библиотечной смены, который каждый получил в подарок на завершение смены. Думается, что впечатления о замечательных российских фильмах, хороших книгах и лучших друзьях, которых приобрели многие ребята в профильном лагере Центральной детской библиотеки надолго останутся в детской памяти.

Абрамова Н. Р., библиотекарь ЦДБ

Печать E-mail

PRO – движение книги и чтения среди молодежи. Опыт работы МБУК ЦБС с молодежью Арсеньевского городского округа

 

На современном этапе государственная политика России в отношении  молодежи направлена на формирование активной жизненной позиции, духовно-нравственное и профессиональное развитие молодых людей, вовлечение их в жизнь страны. Государственные программы, адресованные сегодня молодежи, предусматривают создание условий, в которых потенциал молодых людей может быть реализован. Не последнее место в этом занимают библиотеки. Роль библиотеки как социального института в воспитании молодежи очень важна.

Сегодня, одной их главных задач библиотек Централизованной библиотечной системы Арсеньевского городского округа, является поиск своей ниши в жизни арсеньевской молодежи, библиотека должна стать ее неотъемлемой частью. По данным городского отдела по молодежной политике и спорта в городе Арсеньеве проживает 11 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 20,3 % от общего числа населения муниципального образования. Численность молодых  пользователей этой возрастной категории  в библиотеках ЦБС в 2014 году составила 4563 человека, это  соответственно составляет 28% от общего количества зарегистрированных пользователей вообще.

 Статистика муниципальных библиотек г. Арсеньева, обслуживающих молодежь, показывает, что количество читающих молодых пользователей, несмотря на все усилия  сотрудников библиотек, снижается, за последние 2 года этот показатель снизился на 11 %.

Среди главных причин снижения количества молодых читателей – это миграция молодежи от 18 лет и выше  в более перспективные  населенные пункты, и в связи с реорганизацией ВУЗОВ в нашем городе, заметно уменьшилось число обращений учащейся молодежи в библиотеки.  Что касается библиотечных фондов, рассчитанных на молодого читателя - то  комплектование фондов  как  книжными, так и периодическими изданиями оставляет желать лучшего.

Возникает вопрос: как привлечь нечитающую молодежь в библиотеку и удержать тех, кто пришел? Услуги традиционной библиотеки уже недостаточны для молодого читателя. Читатель сейчас – мобильный, большую часть своего свободного времени он тратит на Интернет, общение в социальных сетях, телевидение, компьютерные игры и т.д. Молодежь привыкла использовать в своей работе новые информационные технологии, и хочет иметь такое пространство, которое подходило бы их ритму и стилю жизни. В нашем городе не так уж много доступных культурных мест, куда бы могла стекаться молодежь, поэтому библиотеку мы позиционируем в местном сообществе как бесплатное, доступное место, куда можно прийти посидеть с друзьями, воспользоваться бесплатным интернетом, позиционируем библиотеку  как территорию новых возможностей, ориентированную на удовлетворение ожиданий молодых людей.

Подробнее...

Печать E-mail

«Библиотекарь тоже читатель»

«Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!», - это замечательное детское стихотворение Валентина Берестова преподносит чтение как радость и удовольствие. Именно так мы воспринимаем чтение в раннем детстве, когда мамы или папы в сотый раз читают нам полюбившуюся книгу. Когда мы вырастаем, то привычка читать остаётся у немногих.

Помочь читателю ощутить радость от чтения, вернуть читательское наслаждение – задача библиотекарей. Но для того, чтобы делать это, библиотекарь должен иметь высокую читательскую компетентность, то есть он должен быть хорошим читателем. Поэтому, если для всех читательская деятельность является процессом индивидуальным, то для библиотечного специалиста она - профессиональная составляющая и не может быть только личным делом. Успех и место библиотеки в современном обществе прямо зависят от личных читательских пристрастий библиотекаря, способности оценивать и перерабатывать информацию, умений отличать низкопробную книгу от настоящей литературы и пр. Чтению и читательской компетенции библиотекарей был посвящён творческий диалог «Библиотекарь - тоже читатель», который состоялся в Центральной городской библиотеке. Это мероприятие было проведено в рамках профессионального обучения библиотечных специалистов.

Подробнее...

Печать E-mail

«Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока»

Библиотрансформер: опыт создания

Разработка и составление библиографических пособий традиционно является одним из важнейших направлений в информационной деятельности библиотек. Для массовых и детских библиотек библиографическое пособие – это не только информационный продукт, выполняющий образовательные и воспитательные функции, но и средство управления чтением, формирования читательского интереса. Создавая библиографические пособия, мы стремимся сделать их привлекательными как по форме, так и по содержанию. В этом процессе всегда осуществляется творческое переосмысление предшествующего опыта и одновременно поиск новых методических решений. Сочетание новаторства и традиционных приёмов в подготовке и представлении библиографической информации сделало возможным появиться такой форме как библиотрансформер. В данном материале представлен опыт создания подобного информационного продукта – библиотрансформера о дальневосточном путешественнике и исследователе Владимире Клавдиевиче Арсеньеве.

Трансформер в библиотечной практике.

Понятие «трансформер», появляется в русском языке в 90-х годах ХХ века в значении «видоизменяющийся». В английском языке transformer - термин, употребляемый в дизайне мебели для определения предметов, которые путем трансформаций меняют не только форму, но и функцию. Сейчас понятие «трансформер» расширилось и употребляется применительно не только к мебели, но и автомобилям, одежде, ювелирным украшениям, детским коляскам, игрушкам, книгам, а также и в библиотечном деле, при создании библиографических пособий.

Библиотрансформер – это максимально полная фактографическая и библиографическая информация об объекте библиографирования, на основе которой можно подготавливать другие формы библиографических пособий.

Одними из первых такой вид пособия стали разрабатывать библиотекари Челябинской областной детской библиотеки им. В. Маяковского в 2011 году. Этот год был объявлен Годом химии. Для того, чтобы удачнее представить «химическую тему» и привлечь к ней внимание, сотрудники библиотеки изучили большой объём литературы и задумались об оригинальности формы. Свой библиотрансформер челябинские библиотекари посвятили незаурядной личности, женщине-учёной Марии Складовской-Кюри. Основой его они сделали Досье.

В Досье собраны факты из научной деятельности и личной жизни М. Складовской-Кюри, а также список источников. Комбинируя имеющиеся данные, можно создать более короткую информацию, из отдельных фрагментов Досье, в разных комбинациях фактографической и библиографической информации, в виде персональной памятки, листовки, закладки.

В итоге в состав Библиотрансформера вошли: Досье «Мария Склодовская-Кюри. Женщина-легенда», персональная памятка о ней, закладка «Книги для негламурной молодёжи», закладка «Статьи из энциклопедических изданий и периодики», листовка «Россыпи фактов из жизни М. Склодовская-Кюри», Шорт – лист.

Библиотрансформер про М. Складовскую-Кюри сделан в электронном виде, по мере надобности библиотекари могли воспользоваться его отдельными составляющими.

Идею челябинских коллег подхватили библиографы Алтайской краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской. Они «доработали» методику, составные части транс-формера они назвали модулями. Свой библиотрансформер посвятили алтайской писательнице Анне Никольской.

Библиотрансформер алтайских библиографов составили модули: закладка серии «Писатели Алтайского края – детям» об Анне Никольской, информационная листовка «Хочу спросить у Анны Никольской», информационно-библиографический словарик «Породы собак в произведениях Анны Никольской», мультимедийный урок-презентация  о творчестве и биографии писательницы, биобиблиографический указатель из серии «Писатели Алтайского края – детям», видеовикторина «Вопросы от Анны Никольской» по самым читаемым детьми произведениям Анны, видео-урок, посвященный писательнице.

Подробнее...

Печать E-mail

Центральная детская библиотека МБУК ЦБС Арсеньевского городского округа – победитель краевого конкурса «Библиотека года» в 2014 году.

Аналитический обзор деятельности

 

Дифференциация читательских групп:

Миссия детских библиотек – сделать книгу событием в жизни ребенка. Это   подтверждает деятельность Центральной детской библиотеки Арсеньевского городского округа. Библиотекари  работают по самым разным направлениям, используя разнообразные формы индивидуальной, массовой, информационной и библиографической работы.

 С учетом особенностей читательской психологии у детей разного возраста в библиотеке выделены следующие группы читателей:

   Дошкольники. Работа с ними в центральной детской библиотеке строится в рамках проекта «Дошкольник и детская библиотека», основанного на сотрудничестве с ближайшими детскими садами № 27, 13 , 14. Помня, что ведущей деятельностью у детей 3-7 лет является игра, библиотекари выбирают такие формы работы, при которых дети в игре учатся общаться, познают мир, формируют творческое воображение. Много внимание уделяется стихам и играм со словами, на основе книги строятся творческие занятия: лепка, рисование, конструирование. Ежемесячно дошкольники посещают библиотеку, где с ними организуются занятия по разным темам: природа и человек, родной город и край, лучшие детские книжки и др. Всего за указанный период было проведено 54 занятия, посещение на которых составило 998.

     Младшие школьники. У детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) ведущей становится познавательная, учебная деятельность. Это учитывает проект «Творческое чтение» в ЦДБ, построенный на систематической работе с 10-ю коллективами 1-4 классов ближайших школ. Главная цель встреч в библиотеке: расширение круга чтения, знакомство с лучшими образцами детской литературы, причем не только художественной, но и познавательной. Дети с удовольствием принимают участие в литературных играх, конкурсах, КВНах, играх-путешествиях и др. Задача библиотекаря младшего абонемента, работающего с этой группой читателей, преподнести библиотеку, как место, где можно узнать много нового, где можно найти друзей.

     Подростки. Сотрудники детской библиотеки выработали для себя несколько принципиальных характеристик процесса привлечения к чтению этой категории. Главное – это системный подход к работе со старшими подростками и учёт возрастных психологических особенностей этого подросткового возраста. 

Двенадцати-четырнадцатилетние ребята  –  особенные читатели.  Они уже не дети в полном смысле слова, но ещё далеко не взрослые. Их суждения о прочитанных книгах очень субъективны, но совсем не лишены здравого смысла. Они могут воспринимать любую «взрослую» информацию, но любят поспорить о том, что уже давным-давно доказано и довольно устойчиво в этом мире. В подростковом возрасте усиливается тяга к ровесникам, очень заметной ста­новится ориентация на мнение сверстников, их авторитет, в том числе и в вопросах чтения, выбора и оценки книг.

Библиотекарям надо постоянно направлять, подтягивать и подогревать интерес, чтобы ребята воспринимали книгу, как  друга, чтобы чувствовали её помощь и объединялись вокруг книги.

Подробнее...

Печать E-mail

Вслед за Коньком-Горбунком

Год 2015 – год Литературы, богат на знаменитые события и юбилеи. Один из таких юбилеев – это 200летний юбилей Петра Павловича Ершова, прославившийся на весь мир своей сказкой «Конек-Горбунок».

Библиотекари Центральной детской библиотеки специально для читателей-знатоков сказки разработали увлекательную квест-игру «Вслед за Коньком-Горбунком»

В игре приняли участие четвёртые классы  школ №3 и №8, а также лицея №9. Для начала, помня о том, что Иван на выполнение очередного задания всегда отправлялся верхом на Коньке-Горбунке, ребятам было предложено тоже выбрать себе коня для путешествия. Разбирая бэйджики с изображением коней разных мастей, читатели разбились на четыре команды: «Пегие», «Вороные», «Гнедые» и «Чалые».

В путь-дорогу Иван отправлялся не с пустыми руками, а брал с собой предметы, необходимые для выполнения царского задания. Вот и участникам игры нужно было из набора букв собрать название предмета, который брал с собой Иван. А потом ребята с азартом разыскивали этот предмет в библиотеке, ведь рядом с ним находился маршрутный лист с указанием остановок.

На каждой остановке команду ожидал определённый литературный персонаж сказки и библиотекарь, который объяснял задание.

Рыба-кит предлагал ребятам просмотреть отрывок из мультфильма «Конёк-горбунок» и ответить на вопросы на внимательность. Только те, кто читал книгу Ершова, смог найти различия между литературным произведением и его экранизацией.

Царь-девица, прибыла с востока, следовательно, ей надо было объяснить значение старорусских слов, которых в тексте великое множество. Участникам выдавались два набора карточек. На одних было напечатано слово, а на других - его значение. За каждое правильно подобранно объяснение выдавалось пёрышко жар-птицы.

Возле Конька-Горбунка стоял сундук с карточками. Игрокам необходимо было выбрать те, на которых изображены вещи, которых точно в сказке нет. А те команды, которые вспоминали название сказки  из которой этот предмет и автора, написавшего сказку, получали дополнительные пёрышки жар-птицы.

Месяц Месяцович, персонаж хоть и не главный, но живёт в небесном тереме, а оттуда, как известно, видно всё. Вот и пришлось ребятам вспоминать точные цифры, которые упоминались в сказке: сколько дней Иван ехал за жар-птицей, сколько корыт с собой взял, сколько кораблей проглотил рыба – кит. Надо сказать, для тех участников, кто добросовестно прочитал сказку, это было совсем не сложно.

Так же без особого труда, ребята отвечали на вопросы электронной викторины на остановке, где их встречал сам Иван.

Жар-Птица ожидала участников игры возле выставки с книгами, проиллюстрированными разными художниками. Надо было найти и подписать авторов предложенных в задании рисунков.

На остановке с морскими обитателями было особенно оживлённо. Возле двух дельфинов и ерша, расположился небольшой кусочек моря, в котором надо было выловить перстень Царь-девицы. С завязанными глазами это было сделать не так-то просто. На помощь приходили товарищи по команде, которые подсказывали, куда следует повернуть магнитную удочку, чтобы она оказалось прямо на перстне. Это удавалось далеко не всем.

Царь, и в сказке, всегда требовал непременного исполнения всех своих желаний. Вот, и в игре, на его остановке участников ожидало необычное задание. Надев шапочки с изображением персонажей сказки, ребятам предстояло, по небольшому отрывку из текста, разыграть театральный экспромт. Они изображали, бегающих по крапиве братьев Ивана, бьющих копытом лошадей и даже самого царя. У некоторых команд получились, очень интересные мини-сценки.

Посетив все восемь остановок, ребята возбужденные и довольные, собрались в читальном зале, где узнали, что позади только часть игры, а самое интересное ещё впереди. Ведь команды, не просто путешествовали дорогами сказки, а на каждой остановке получали пазл с буковкой на обратной стороне, да ещё листок с фактом из биографии П.П. Ершова. Теперь пришло время собрать пазлы и прочитать слово. Это слово означало конечный пункт назначения, и это был город Тобольск. Ведь именно с этим городом, связанна большая часть биографии автора «Конька-Горбунка». Пока счётная комиссия удалилась подсчитывать собранные командами пёрышки жар-птицы, ребят ожидало новое путешествие. На этот раз оно было виртуальным, с остановками на ключевых моментах биографии П.П. Ершова. Участники игры смотрели презентацию, рассказывающую историю жизни Петра Павловича и в нужный момент зачитывали, соответствующий факт биографии, полученный в процессе квеста. Все с особым вниманием слушали библиотекаря, стараясь вовремя озвучить событие, указанное в их факте.

А тем временем были готовы результаты игры. Та команда, которая собрала самое большое количество перьев жар-птицы, была награждена грамотой. Победу одержали самые читающие, самые дружные и самые внимательные команды. А остальным осталось ждать следующих встреч в библиотеки. И это не только квест-путешествия, а ещё и интерактивные викторины, развлекательно-познавательные конкурсные программы и многое другое. Работники библиотеки всегда рады читателям и готовят для них разнообразные увлекательные мероприятия.

 Михайленко Н.Ф., библиотекарь Центральной детской библиотеки

Печать E-mail

Методическая копилка Центральной детской библиотеки

Возможно ли в условиях небольшой детской библиотеки собрать и реализовать все самые интересные библиотечные технологии, формы и методы? Кто-то скажет, что – нет. А мы, библиотекари арсеньевской Центральной детской библиотеке попытались сделать это. Конечно, мы растягиваем наше «библиотечное удовольствие» во времени и пространстве, но всё - таки стараемся от  современного библиотечного сообщества не отставать. Хочется рассказать коллегам о работе младшего абонемента ЦДБ, поделится положительным опытом, и очень будем рады, если что – то полезное и нужное вам пригодится в работе.

Младший абонемент обслуживает читателей начальной школы. Дети этого возраста в выборе книг руководствуются главным образом такими критериями как: наличие ярких иллюстраций, небольшое количество текста, большой размер шрифта. Довольно редко обращают внимание на жанр произведения, чаще берут то, что задал учитель или увидел в школе у одноклассника.

Для того чтобы ненавязчиво сформировать у маленького читателя правильный вкус к чтению, младший абонемент применяет комплексный подход, который включает в себя как традиционные формы работы, так и новые, креативные библиотечные технологии. Это:

Творческое чтение. Это проверенная временем библиотечная методика, которая предполагает  выполнение заданий по вопросам после прочтения  определенной книги. Задания оформляются в виде буклета. Как правило, такие конкурсы приурочиваются к летним или зимним каникулам. Подбираются книги разных тематик, жанров и возрастной направленности, чтобы каждый желающий нашёл то, что заинтересует именно его.

Почему же такой вид чтения так популярен у маленьких читателей? Одних ребят привлекает
возможность разгадать кроссворды, чайнворды, а другие с удовольствием фантазируют и выдумывают. А какие дети  создают уникальные поделки, которые потом удивляют и радуют маленьких и больших читателей нашей библиотеки!

Ну и естественно, привлекает детей в таких конкурсах возможность посоревноваться со сверстниками. Ведь лучших читателей ждут грамоты, призы и слава!

Настенная игра. Эта форма работы новая, и для наших читателей и ещё не достаточно популярная. В чём суть игры? Чтобы пройти все испытания и дойти до финального задания, необходимо знать текст книги. Выбираются книги-юбиляры или книги у авторов, которых знаменательные даты, придумывается сюжет игры и непременно творческое задание. В конце стенда с настенной игрой указывается дата сдачи выполненной работы. 

Библиотекари предлагают книги, дети дома их внимательно читают. Иногда прочитанных книг вполне достаточно, чтобы ответить на все вопросы игры, в некоторых случаях требуется дополнительная информация и приходится обращаться к помощи словарей и энциклопедий. Особенность игры такая: чтобы принять участие в игре, дети обязательно должны прийти в библиотеку, потому что все задания выполняются непосредственно у стенда с игрой, что называется «он-лайн». И, конечно же, всех участников ждут грамоты и благодарности.

Квест-игра. Квест – это такая игра-поиск, когда участники путешествуют по какому-то определённому маршруту и в результате находят то, что было задумано. Квест – игра может быть посвящена какому-нибудь событию или дате, а может полностью быть привязана к тексту одной книги. Такие квест – игры очень нравятся детям, они с большим энтузиазмом готовятся к ним и с удовольствием принимают участие. До финиша, как правило, добираются все, а значит и награда общая: просмотр видеоматериалов по теме (мультфильмы, ролики, клипы).

Мини-проекты «Читателям о читателях». Это тоже сравнительно новое средство привлечения юных читателей в стены библиотеки. Мальчишки и девчонки сами проводят небольшие исследования и пишут рассказы, берут интервью, рисуют рисунки и делают фотографии о членах своей семьи или о своих домашних питомцах, а может быть о своём хобби и т.д.

Например, ко Дню матери дети писали о том, что их любимые мамы читали, когда были младшими школьниками, а ко Дню защитника Отечества папам пришлось вспоминать армейское прошлое и рассказывать самые запомнившиеся моменты. К Международному дню кошек, дети с удовольствием фотографировали или рисовали своих любимцев и с упоением описывали их характеры и вкусовые пристрастия. Читатели знают: здесь не выбираются лучшие работы, просто каждый участник делится кусочком своего семейного счастья с окружающими. Ведь так приятно, придя в библиотеку, увидеть фотографии своих родственников или, наоборот, узнать что-нибудь новое о своём однокласснике.

 

Надеемся, что все наши новые, апробированные  формы, методы и технологии  не позволят читателям надолго забывать про библиотеку. Ведь у нас так много интересного. А самое  главное - читатели знают, что им всегда  рады и всегда их ждут. 

Михайленко Н.Ф, библиотекарь ЦДБ

 

Печать E-mail

Облако тегов

Посетители

Сегодня7
Вчера141
На этой неделе273
В этом месяце3467
Всего27579

Информация о посетителе

  • Ваш IP : 23.20.97.122
  • Браузер: Unknown
  • Версия браузера
  • Операционная система Unknown